Методическая разработка "Информационно – практико – ориентированный, творческий проект по профориентации дошкольников"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №18 ПОС. ГИРЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Информационно – практико – ориентированный,
творческий проект по профориентации
дошкольников
«Чья профессия нужней, интересней и важней»
в подготовительной группе.

Воспитатель:
Богомолова Л.М

2019 г.

Проект по профориентации дошкольников.
«Чья профессия нужней, интересней и важней»
(знакомство с профессиями родителей).
Автор проекта: воспитатель: Богомолова Людмила Михайловна
Сроки реализации: среднесрочный.
Тип проекта: Иноформационно – практико – ориентированный, творческий.
Участники проектной деятельности: воспитанники и родители
подготовительной группы «Гномики», узкие специалисты (инструктор по
физической культуре и муз. руководитель)
Срок реализации проекта: Февраль 2019– март2019
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социальнокоммуникативное развитие, физическое развитие, художественно –
эстетическое развитие, познавательное развитие.
Актуальность
«Знакомство с профессией» одно из самых важных в жизни ребёнка.
Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше
возможность разочарования в будущем. Так как именно профессия во
многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.
Дошкольное образование является первой ступенью общего
образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской
Федерации». Мы знаем, что дошкольное детство – это тот период жизни
ребенка, когда закладываются основы трудовой деятельности, культуры
труда личности, что определяет ее воспитанность и трудолюбие в будущем.
Основными способами формирования психологической готовности
дошкольника к труду являются ознакомление с трудом взрослых, его
результатом, организация в соответствии с возрастом и индивидуальными
возможностями трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственнобытовой труд, труд в природе, ручной). Трудовая деятельность
положительно влияет на психическое развитие дошкольников. Раннее начало
подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в
навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в
том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы
облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Современные дети,
согласно опросу, мечтают в будущем стать банкирами, президентами,
моделями. Крайне редко из уст ребенка можно услышать фразу: «Хочу быть,
как папа - агрономом» или «…как мама - поваром».
Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство
формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с
людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы
с детьми выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями
своих родителей. В этом случае, углубленное изучение профессий через

профессии родителей способствует развитию представлений об их
значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем
работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со
спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку,
а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить
реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает
информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему
будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его
жизнь.
Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта
отражает знакомство
детей с
некоторыми профессиями родителей.
Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе
напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с
учетом ФГОС ДО.
Цель:
Развитие у детей интереса к различным профессиям, в частности к
профессиям родителей и месту их работы. Определение значимости
профессии в жизни человека. Расширение и обобщение представлений детей
о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для
максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях
своих
родителей;
формирование
первых
навыков;
развитие
любознательности и интереса к деятельности взрослых.
Задачи.
- расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда,
трудовых действиях;
- пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
- формировать реалистические представления о труде людей;
- помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
- формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на
своём жизненном опыте и полученных ранее знаний;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к
творчеству и самостоятельности.
-способствовать формированию положительного отношения и уважения к
труду, к людям разных профессий.

Предполагаемый результат:
Для детей:
- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях
своих родителей (место работы родителей, значимость их труда,
гордость и уважение к труду своих родителей);
- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
- понимание детьми значения слово «профессия», проявление
признательности и уважения к труду взрослых (родителей).
- знания о некоторых профессиях родителей, их назначении,
особенностях;
- пополнение лексики воспитанников;
- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе
сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме
проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции
родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с
педагогами и детьми.
Презентация проекта
- Создание презентации. Представление проекта.
- Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей.
(выставка детских работ).
- Продолжение знакомства с другими профессиями родителей.
- развлечение «Есть такая профессия - Родину защищать»
- Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»
- развлечение «Труд наших мам».

План реализации проекта: (этапы работы)
1 этап – подготовительный (диагностическо-прогностический ):
выявление проблемы.
Содержание: исследование комплекса педагогических условий ДОУ,
способствующих развитию ранних представлений о мире профессий у
детей дошкольного возраста.
Методы сбора информации:
Анализ современных программ ДО.
Обследование предметно-развивающей среды.
Беседы с детьми.
Анкетирование родителей.
Анализ планирования.
Наблюдение за играми детей.
При выборе профессий для ознакомления использовался метод трех
вопросов:
Что мы знаем?
что взрослые работают;
некоторые названия профессий родителей;
некоторые продукты труда, связанные с профессией.
Что мы хотим узнать?
какие ещё бывают профессии;
чем занимаются люди разных профессий;
какие профессии у наших родителей;
какие знания и качества нужны для той или иной профессии.
Откуда можно узнать?
спросить у родителей;
посмотреть видеофильм, презентацию;
рассмотреть информационные плакаты, картины, иллюстрации;
пригласить на беседу родителей;
чтение художественной литературы;
экскурсии.
Формы реализации проекта:
Беседы
Непосредственная образовательная деятельность;
Наблюдения и экскурсии;
Познавательное чтение.
Экскурсии
Сюжетно – ролевые, дидактические, имитационные игры;
Презентации
Выставки
Ресурсное обеспечение проекта:

Центр сюжетно – ролевых игр в группе.
Методический инструментарий (дидактические игры, конспекты занятий,
сценарий праздника и т.д.).
Подборка художественной литературы
Подборка демонстрационного материала
Подготовка презентаций

№
1

2

3

4
5

6

7

8

Содержание деятельности
Диагностика детей и анкетирование
родителей по профориентационной
работе.

Результат
Определения уровня
сформированности
первоначальных знаний
детей о профессиях
родителей.
Изучение нормативно-правовой и
Повышение
методической литературы в рамках
профессиональной
ознакомления с новыми технологиями компетенции по данной
и интересными идеями по подготовке теме.
детей старшего дошкольного возраста
к профессиональной ориентации.
Подбор материала, необходимого для Использование данного
реализации цели проекта
материала в рамках
(иллюстрации, сюжетные картины,
проекта
настольные, словесные,
дидактические игры, художественные
произведения, предметы и т. д).
Составление перспективноПерспективнотематического плана
тематический план
Разработка календарно-тематического Конспекты
плана, включающего в себя различные
виды детской деятельности, с учетом
интеграции образовательных областей
Пополнение и обогащение предметно- Созданы условия для
развивающей среды
реализации задач данного
проекта
Подбор материала для проведения
Использование материала
мастер-класса: «Моя мама – повар» и в рамках проекта
т.д.
Подбор стихов, потешек, речитативов. Использование для
развития речи,

9

ритмичности
Опрос детей с целью выявления
Определения уровня
знаний детей о профессиях родителей. теоритических и
практических знаний детей
о профессиях родителей.
План выполнения проекта:

Образовательные
Совместная деятельность
области
СоциальноРассматривание открыток, иллюстраций о профессиях.
коммуникативное Рассказы о разных профессиях.
развитие
Хозяйственно-бытовой труд в группе. Ручной труд.
Экскурсии. Дидактические игры: «Подскажи словечко»,
«Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о
профессии!», «Что сначала, что потом?», «Кому без них
не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?»,
«Что случилось, если бы не работал …», «Что делают
этим предметом», «Что расскажет предмет».
Познавательное
развитие

Речевое развитие

Знакомство с профессиями родителей. Ситуативные
общения , « Профессии моих родителей».« Кто нас
воспитывает ».« Какие бывают магазины ?».« Службы
«01» « 02» «03» всегда на страже ».« Кто построил
новый дом».« Кем ты будешь , когда вырастешь ?».
Познавательные общения : « История возникновения
профессий ». « Из чего сделан этот инструмент ?»,
Опыты с бумагой. Изучаем ткань. Дидактические игры:
«Угадай кто это?», «Кто больше расскажет о
профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала,
что потом?», «Где можно это купить?». Встречи с
интересными людьми. Экскурсии.
Чтение художественной литературы:
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С.Михалков «А что у
вас?», «Дядя Стёпа», В.Маяковский «Кем быть?», С.
Маршак «Откуда стол пришёл?», «Мы военные», Л.
Воронкова «Мы строим, строим, строим» и другие.
Беседы на тему «Какие профессии дети вы знаете?»,
«Кем работает мама, папа?», «Происхождение
профессий», «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь»

Разучивание стихов о различных профессиях.
Пословицы и поговорки о труде.
Обсуждение фразеологизмов о труде.
Обогащение словаря за счёт новых терминов.
Обсуждение лексических значений фразеологизмов о
труде.
Художественноэстетическое
развитие

Изодеятельность (на темы «Кем я стану, когда вырасту»,
«Кем работают мои родители»); Рисование
инструментов и оборудования. Лепка – изготовление
кондитерских изделий..« Цех полуфабрикатов»
прослушивание музыкальных произведений;
инсценировки по литературным произведениям.
Продуктивная деятельность : Постройки из Лего.«
Космодром». « Ферма».« Мы строители». « МЧС».«
Магазин». « Больница».« Автостоянка». « Автодром».

Физическое
развитие

Развлечения, конкурсы (тематические).Подвижные
игры. Хороводная игра « Выбираем работу». « У
Меланьи , у старушки».Подвижные игры « Пожарные
на ученье ». « Дедушка сапожник ».« Уголки». « Летаю
прыгают , плавают ». « Кого не стало».« Пустое
место».« Что мы делали не скажем , а что делали
покажем .»

Игровая
деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Кухня», «Парикмахерская»,
«Больница», «На перекрестке» и др.
Дидактические игры: «Кем быть», «Кому, что нужно для
работы», «Подскажи словечко», «Кому без них не
обойтись», «О чем расскажет предмет».
Настольные игры «Кем быть?», «Знаем все профессии».
Встречи с интересными людьми (родителями); рассказы
родителей о своей профессии.
Папка-передвижка «Профессии».
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых
для реализации проекта.

Работа с
родителями

2 этап – основной, организационно-практический.
Реализация проекта «Чья профессия нужней, интересней и важней»,
через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных
методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о
таких профессиях родителей, как повар, полицейский, врач, медицинская
сестра, парикмахер, библиотекарь.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей
требует наличия у детей, прежде всего, четких понятий о том, что в каждом
конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение –
удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой
деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у
ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости его в
жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом
развития у детей знаний о труде своих родителей. Ознакомление с трудом и
профессиями родителей должно осуществляться не на уровне одной задачи, а
как целостный органический процесс.
Алгоритм ознакомления с профессией:
Название профессии
Место работы
Материал для труда
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества
Перспективный план работы
Месяц

Задачи

Обогащать знания и
представления детей о
профессиях работников
детских учреждений.

Содержание
работы
Экскурсии по
детскому саду

Февраль
4 -15
Уточнить знания о
профессиях:
«Професси
воспитатель, повар,
ив
музыкальный
детском
руководитель, физ.

Беседа: «Кто нас
воспитывает?»

Взаимодействие
с семьями
воспитанников
Привлечь
родителей к
созданию
альбома «Мой
любимый
детский сад».

саду»

инструктор.
Познакомить детей с их
обязанностями и
трудовыми
действиями,
сформировать
понимание значимости
данной профессии для
общества.

Моделирование
сюжетно-ролевой
игры «Детский
сад».

Формировать умение
делать выбор в
соответствии с
собственными
интересами и
способностями;
осознавать значимость
любой профессии.

Дидактические
игры: «Кто это
знает и умеет?»,
«Кто что делает»,
«Для человека,
какой профессии
это нужно?» «Кто
на фото?», и т.д.

Познакомить детей с
процессом
приготовления
овощного супа,
показывая и называя
действия, которые
ребенок выполняет;
продолжать
формировать
представление о
профессии повара;
развивать воображение;
активизировать речь.
Воспитывать уважение к
работникам детского
сада

Игровые
ситуации:
«Сварим вкусный
суп из овощей» и
т. д.

Закрепить знания детей
о работе прачки, повара,
дворника, заведующей и
других работников
детского сада.

Сюжетно –
ролевые игры:
«Детский сад»,
«Столовая»,
«Наша кухня» и

Предложить
родителям
принести книги,
фотографии,
открытки про
различные
профессии для
мини –
библиотеки.

Воспитывать интерес и
уважение к их труду.
Развивать у детей
чувство благодарности
за труд взрослых для
них, желание оказывать
им посильную помощь.
Развивать умение
применять полученные
знания и умения в
коллективной
творческой игре.

т.д.

Учить рисовать фигуру
человека, создавать
несложный сюжет.
Закреплять приемы
рисования карандашами
и красками.

Продуктивная
деятельность:
Рисование:
«Портреты
сотрудников
детского сада».

Учить называть детали
строителя, выполнять
постройку в
определённой
последовательности.
Развивать творчество,
воображение.

Конструктивная
деятельность:
«Детский сад –
будущего», «Наш
любимый
участок».

Формировать умение
внимательно слушать
произведение, отвечать
на вопросы по
содержанию, оценивать
поступки и действия
героев. Развивать
речевые умения,
связанные с коммуникативными (умение
передавать содержание
какого- либо
впечатления, события,
коммуникативноличностными и
рефлексивными
функциями речи (умение

Чтение
художественной
литературы:
С. Михалков «Моя
улица»,
С. Баруздин
«Страна, где мы
живем»,
С. Маршак
«Почта»,
Е. Пермяк
«Пропавшие
нитки»,
Б. Житков
«Впередсмотрящи
е» Д.Родари «Чем
пахнут ремесла»,

Февраль

рассказывать о
поведении и
переживании другого
человека и объяснять
их).
Развивать
самостоятельность,
художественный вкус,
учить детей
аргументировать свой
выбор, рассказывать о
своем любимом
произведении.

«Какого цвета
ремесла» В.
Маяковский «Кем
быть?»
В.Пальчинскайте
«Рабочий класс»
Ю.Тувим «Все для
всех». Пословицы,
поговорки,
скороговорки.

Учить отгадывать
загадки, опираясь на
свои знания.
Систематизировать и
дополнить знания детей
о профессиях людей
работающих в детском
саду. Формировать у
дошкольников
представления о
социальной роли труда
взрослых и значимости
отдельных профессий в
жизни детей;

Загадки о
профессиях

Продолжать знакомить
детей с профессиями
военнослужащих;

Беседа: «Есть
такая профессия Родину
защищать».

18 - 28
«Есть
такая
профессия
- Родину
защищать»

Формировать
стремление быть
сильными, смелыми
защитниками своей
страны
Расширять
представления детей о
Российской армии;
воспитывать
дошкольников в духе

Презентация:
«Профессии в
детском саду».

Беседа «Для чего
нужны военные».

С/р игра: «Шли
солдаты на парад»,
«Летчики», «На
границе»,

Привлечь
родителей к
участию в
оформлении
альбома «Мой
папа самый
лучший».

Консультация
для родителей:
«Расскажите
детям о войне»

патриотизма, любви к
Родине. Знакомить с
разными родами войск
(сухопутными,
морскими,
воздушными);

«Госпиталь».

Прививать уважения к
Российской армии,
воспитывать
гражданскую
ответственность, любовь
к Родине, работать над
выразительностью речи
Продолжать знакомить
детей с историческими
событиями, воспитывать
уважение к людям,
защищавшим свою
Родину. Продолжать
знакомить детей с
профессиями
военнослужащих

Конкурс чтецов:
«..и на глазах
блеснут скупые
слезы»

Обеспечить условия для
систематизации знаний о
в различных родах
войск, солдатах, о
военной технике,
которая помогала
воинам в битве.

Дидактическая
игра «Угадай род
войск», «Кому что
нужно для
службы», «Какая
форма».

Расширить
представления детей о
героическом прошлом
народа.
Формировать у детей
патриотические качества
и чувство причастности
к истории Отечества.

Совместный
просмотр военных
парадов на
мультимедийном
оборудовании.

Развивать навыки
музыкальной
деятельности на

Музыкально дидактическая
игра «Угадай

Мультимидийная
презентация
«Виды войск и
военная техника».
«Казаки на войне».

Привлечь
родителей к
изготовлению
военной техники
из картонных
коробок.

патриотическом
материале.

мелодию» (гимн
России, военные
песни, военные
марши).

Учить называть детали
строителя, выполнять
постройку в
определённой
последовательности.
Закреплять умение детей
делать постройку
устойчивой, умение ее
обыгрывать. Развивать
творчество, воображение

Конструктивная
деятельность:
«Крепость»,
«Защита города»,
«Застава».

Учить рисовать мужской
портрет, стараясь
передать особенности
внешнего вида, характер
и настроение
конкретного человека.
Вызывать интерес к
поиску изобразительновыразительных средств,
позволяющих
воспроизвести
задуманное.

Продуктивная
деятельность:
Рисование:
«Папин портрет»,
«В каких войсках
я буду служить»,
Раскрашивание
картинокраскрасок
«Богатыри»,
«Солдаты»,
«Военные
машины».
Работа с
трафаретами
«военная техника

Формировать умение
внимательно слушать
произведение, отвечать
на вопросы по
содержанию, оценивать
поступки и действия
героев. Развивать
речевые умения,
связанные с коммуникативными (умение
передавать содержание

Чтение
художественной
литературы:
С. Жарова
«Пограничник»,
С.Я.Маршак
«Рассказ о
неизвестном ге
рое»,
Я.Длуголенский
«Что могут

какого- либо
впечатления, события,
коммуникативноличностными и
рефлексивными
функциями речи (умение
рассказывать о
поведении и
переживании другого
человека и объяснять
их).
Развивать
самостоятельность,
художественный вкус,
учить детей
аргументировать свой
выбор, рассказывать о
своем любимом
произведении
Создание праздничного
настроения и
сплачивания детей в
команде, воспитывать
уважение к военным.
Вызывать стремление
быть похожими на них
при выполнении
заданий.
Март
Формировать умение
делать выбор в
1 -15
соответствии с
«Професси собственными
и наших
интересами и
мам»
способностями;
осознавать значимость
любой профессии.
Расширять
представления детей о
профессиях родителей.
Знакомство детей с
профессиями родителей.
(врач, повар, швея,

солдаты?»,
А.Митяев
«Почему армия
родная», стихотво
рения
З.Александровой
«Дозор».
О.Высотская
«Мой брат уехал
на границу»,
С.Михалков
«Вечный огонь».

Спортивное
мероприятие с
родителями:
«Лучший военный
отряд».

Привлечь
родителей к
поведению
спортивного
праздника: «23
Февраля».

Беседы с детьми
об истории
поселка и
основных
предприятиях
поселка, о
профессиях
родителей (мам)
воспитанников.

Мастер-классы
родителей с
детьми «Наши
мамы могут
рассказать много
интересного о
своей работе».

Беседы:
«Соблюдение
техники
безопасности при
работе», «Люди
какой профессии

продавец, фермер,
шофёр и т.д.)

заботятся о нашем
здоровье?

Обогащать знания и
представления детей о
профессиях,
познакомить с их
обязанностями и
трудовыми действиями
сформировать
понимание значимости
данной профессии для
общества

Экскурсии и
наблюдения за
трудом взрослых

Обогащать знания и
представления детей о
профессиях,
познакомить с их
обязанностями и
трудовыми действиями
сформировать
понимание значимости
данной профессии для
общества.
Формировать умение
делать выбор в
соответствии с
собственными
интересами и
способностями;
осознавать значимость
любой профессии.

Дидактические
игры: «Знаю все
профессии», «Ком
у, что нужно для
работы?», «Кто
с кем
сотрудничает»,
«Кем быть?», лото
«Профессии».

Закрепить знания детей
о работе своих мам.
Воспитывать интерес и
уважение к их труду.
Развивать у детей
чувство благодарности
за труд взрослых для
них, желание оказывать
им посильную помощь.
Развивать умение
применять полученные
знания и умения в

Сюжетно-ролевые
игры :
«Путешествие»,
«Поликлиника»,
«Супермаркет»,
«Дом быта»,
«Сахарный завод»,
«Строители»,
«Юные водители»,
«Служба
спасения» и др.

Привлечь
родителей к
оформлению
фотовыставки
«Работа наших
мам».

коллективной
творческой игре.
Учить рисовать фигуру
человека, создавать
несложный сюжет.
Закреплять приемы
рисования карандашами.
Закреплять умение
рисовать фигуру
человека, простые
движения рук и ног.

Продуктивная
деятельность:
Рисование: «Мама
на работе», «Как я
помогаю маме».

Учить вырезать из
бумаги разные овощи,
применяя освоенные
приемы аппликации.
Развивать
композиционные
навыки. Учить по
образцу создавать
фигуру человека в
халате, фартуке,
комбинезоне. Закреплять
прием вырезывания из
сложенной пополам
бумаги
Формировать умение
внимательно слушать
произведение, отвечать
на вопросы по
содержанию, оценивать
поступки и действия
героев. Развивать
речевые умения,
связанные с коммуникативными (умение
передавать содержание
какого- либо
впечатления, события,
коммуникативноличностными и
рефлексивными
функциями речи (умение

Аппликация:
«Такие разные
профессии».

Чтение
художественной
литературы:
С. Михалков «Моя
улица»,
С. Баруздин
«Страна, где мы
живем»,
С. Маршак
«Почта»,
Е. Пермяк
«Пропавшие
нитки»,
Б. Житков
«Впередсмотрящи
е», Д.Родари «Чем
пахнут ремесла»,

рассказывать о
поведении и
переживании другого
человека и объяснять
их).
Развивать
самостоятельность,
художественный вкус,
учить детей
аргументировать свой
выбор, рассказывать о
своем любимом
произведении
Март

Формировать умение
делать выбор в
18 - 29
соответствии с
«Сельскох собственными
озяйствен интересами и
ные
способностями;
профессии осознавать значимость
».
любой профессии.

«Какого цвета
ремесла» В.
Маяковский «Кем
быть?»
В.Пальчинскайте
«Рабочий класс»
Ю.Тувим «Все для
всех».Пословицы,
поговорки,
скороговорки.
Загадки о
профессиях.
Беседы с детьми
об истории
поселка и
основных
предприятиях
поселка, о
профессиях
родителей
воспитанников

Познакомить детей с
данными профессиями
их обязанностями и
трудовыми
действиями,
сформировать
понимание значимости
данной профессии для
общества.

Беседы: «Что за
профессия
агроном, садовод,
фермер,
зоотехник,
птицевод,
овощевод и в чем
заключается их
работа».

Продолжать знакомить
детей с
сельскохозяйственными
профессиями,
воспитывать уважение к
людям данной
профессии. Знакомить с
машинами и орудием

Мультимидийная
презентация
«Агроном».
«Механизатор».
«Ферма».

Предложить
родителям
рассказать
ребенку о
сезонных
полевых
работах,
рассмотреть
иллюстрации и
фотографии в
книжках;

Предложить
родителям
помочь понять
детям, о
важности и
необходимости
каждой
профессии в

труда, которые
помогают им в рабочей
деятельности.

сельском
хозяйстве
(фермер,
агроном,
ветеринар,
доярка,
тракторист,
телятница,
комбайнер);

Формировать умение
делать выбор в
соответствии с
собственными
интересами и
способностями;
осознавать значимость
любой профессии.

Дидактические
игры: «Кто это
знает и умеет?»,
«Кто что делает»,
«Для человека
какой профессии
это нужно?» «Кто
на фото?», и т.д

Познакомить детей с
процессом полевых
работ, показывая и
называя действия,
которые ребенок
выполняет; продолжать
формировать
представление о
профессии агронома и
механизатора; развивать
воображение;
активизировать речь.
Воспитывать уважение к
работникам сельского
хозяйства.

Игровые
ситуации:
«Полевые работы»
и т. д.

Закрепить знания детей
о работе людей в
сельской местности.
Воспитывать интерес и
уважение к их труду.
Развивать у детей
чувство благодарности
за труд взрослых для
них, желание оказывать
им посильную помощь.

Сюжетно –
ролевые игры:
«Ферма»,
«Птицеферма»,
«Сахарный завод»
и т.д.

Привлечь
родителей к
изготовлению
макета
«Кубанское
подворье»

Развивать умение
применять полученные
знания и умения в
коллективной
творческой игре.
Закреплять умение детей
передавать в лепке
образы животных.
Воспитывать стремление
добиваться
выразительного решения
образа. Развивать
образные представления,
изображение
Учить называть детали
строителя, выполнять
постройку в
определённой
последовательности.
Развивать творчество,
воображение.

Продуктивная
деятельность:
Лепка: «Кто живет
на хоздворе».

Формировать умение
внимательно слушать
произведение, отвечать
на вопросы по
содержанию, оценивать
поступки и действия
героев. Развивать
речевые умения,
связанные с коммуникативными (умение
передавать содержание
какого- либо
впечатления, события,
коммуникативноличностными и
рефлексивными
функциями речи (умение
рассказывать о
поведении и
переживании другого
человека и объяснять
их).

Чтение
художественной
литературы:
С. Михалков «Моя
улица»,
С. Баруздин
«Страна, где мы
живем»,
С. Маршак
«Почта»,
Е. Пермяк
«Пропавшие
нитки»,
Б. Житков
«Впередсмотрящи
е» Д.Родари «Чем
пахнут ремесла»,
«Какого цвета
ремесла» В.
Маяковский «Кем
быть?»
В.Пальчинскайте

Конструктивная
деятельность:
«Ферма», «Новая
больница для
животных ».

Предложить
прочитать
рассказы:
«Кружка
молока» Л.
Воронковой,
«Детский сад
для телят» Н.
Поляковой;
- загадать
загадки о
сельскохозяйств
енной технике;

Развивать
самостоятельность,
художественный вкус,
учить детей
аргументировать свой
выбор, рассказывать о
своем любимом
произведении.

«Рабочий класс»
Ю.Тувим «Все для
всех». Пословицы,
поговорки,
скороговорки.

3 этап – заключительный
• Создание презентации. Представление проекта.
•

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей
(выставка детских работ).

•

Дидактические игры на закрепление полученных знаний о пяти
профессиях родителей .

•

Продолжение знакомства с другими профессиями родителей.

Продукты проекта:
1. Фотоальбом наши экскурсии и игры которые помогли нам
познакомится с различными профессиями.
2. Атрибуты и костюмы для сюжетно – ролевых игр
3. Фотовыставки «Мой папа на работе», «Работа моей мамы».
4. Макет «Кубанское подворье»

Отчет о реализации проекта:
«Чья профессия нужней, интересней и важней».
В период с 4 февраля по 29 марта в подготовительной группе «Гномики»
проходила реализация проекта на тему «Чья профессия нужней, интересней и
важней».
В ходе подготовительного этапа проекта осуществлялось:
-определение темы проекта и перечня профессий родителей для
ознакомления с ними детей;
- формулировка цели и задач;
составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм
работы с детьми;
-анализ психолого-педагогической и методической литературы;
создание предметно-развивающей среды;
- сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ;
планирование деятельности по реализации проекта;
- подбор музыкальных произведений, цикла бесед и рассказов для детей,
конспектов занятий;
-подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций;
пополнение предметно – пространственной развивающей среды
Методы сбора информации:
Обследование предметно-развивающей среды.
Беседы с детьми.
Анкетирование родителей.
Анализ планирования.
Наблюдение за играми детей.
При выборе профессий для ознакомления использовался метод трех
вопросов:
Что мы знаем?
что взрослые работают;
некоторые названия профессий родителей;
некоторые продукты труда, связанные с профессией.
Что мы хотим узнать?
какие ещё бывают профессии;
чем занимаются люди разных профессий;
какие профессии у наших родителей;
какие знания и качества нужны для той или иной профессии.
Откуда можно узнать?
спросить у родителей;
посмотреть видеофильм, презентацию;
рассмотреть информационные плакаты, картины, иллюстрации;
пригласить на беседу родителей;

чтение художественной литературы;
экскурсии.
Формы реализации проекта:
Беседы
Непосредственная образовательная деятельность;
Наблюдения и экскурсии;
Познавательное чтение.
Экскурсии
Сюжетно – ролевые, дидактические, имитационные игры;
Презентации
Выставки
Ресурсное обеспечение проекта:
Центр сюжетно – ролевых игр в группе.
Методический инструментарий (дидактические игры, конспекты занятий,
сценарий праздника и т.д.).
Подборка художественной литературы
Подборка демонстрационного материала
Подготовка презентаций.
Результат проекта:
Проект «Все работы хороши, выбирай на вкус» реализовал
поставленные задачи.
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным.
Ребята не только расширили кругозор и повысили
уровень знаний о
профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на
будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей,
стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать
специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась
познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также
ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и
результатам их труда.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях
детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных
трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий,
умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на
собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как
совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям
успешно адаптироваться к новым федеральным государственным
требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.

Вывод:
Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с
гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после
реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У
родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию
творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом,
участвовать в жизни группы.
Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все
поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа
помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали
много нового и интересного. Сплоченные общей идеей дети стали более
отзывчивыми и доброжелательными.
Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями родителей.
Нужно рассказывать детям о профессии родителей. Постараться объяснять
суть их труда, его важность для других людей. Рассказывать, что людям
нравится приносить пользу другим, что вы с удовольствием ходите на
работу.
Также знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они
познакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понять, кто
и что делает на работе. Экскурсии познакомят детей с трудом взрослых. Они
обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты, с
которыми приходится обращаться.
Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в
старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие
придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в
дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка, впитывает всю
информацию извне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей
жизни.
Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском
саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная,
динамичная, постоянно развивающаяся система.
Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают, кем они будут в
будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием
делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть
героями для людей.
Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой
профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов,
обязательно находит дело по душе.

Список литературы.
1.Детство. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования. /Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и
др. – СПб: «ДЕТСТВО ЭКСПРЕСС»,2011г
2.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., ТЦ. Сфера 2010г
3.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Старшая и подготовительная группы.-ЦГЛ, 2004г.
4.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014г.
5. Кондрашов В.П., Введение дошкольников в мир профессий: Учебнометодическое пособие /Изд- во «Николаев»,2004г.
6. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
7. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебнометодическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
8. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника:
программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2005.- 143 с.
9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет.
Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.
10. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера 2014.
11.Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».