Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 пос. Гирей муниципального образования Гулькевичский район Методическая разработка. Формирование элементарных математических представлений, с применением речевого, художественно-эстетического развития, дидактических игр и консультации для родителей в подготовительной группе «Путешествие дяди Фёдора и кота Матроскина в страну геометрических фигур» Подготовила воспитатель : Стрункина Екатерина Сергеевна п. Гирей 2023 год Пояснительная записка: Актуальность: Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. Программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами, и лишь небольшая часть времени отводится на поверхностное знакомство с объемными геометрическими формами. Особую актуальность данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе. Согласно ФОП ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей. В конспекте четко прослеживается интеграция таких образовательных областей как: познание, социализация, физическое развитие, речевое развитие. Следовательно, становится актуальным изучение и закрепление геометрических тел, как одного из важнейших показателей развития пространственного мышления и воображения ребенка. Проблема: Тема конспекта была выбрана не случайно. Во время прогулок, занятий, режимных моментов, мы стали замечать, что многие дети, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. Даже при играх со счетными палочками, дети, легко составлявшие различные фигуры, стали затрудняться при их названии. Анализ проведенных бесед, наблюдений за детьми в свободной конструктивной деятельности, выявил проблему - поверхностный уровень знаний объемных геометрических форм. Так возникла проблема. Было принято совместное решение помочь детям и родителям группы. Дети все вместе самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном в мире геометрических фигур. Математическая сказка – это один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаический художественный рассказ волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на фантастический вымысел Каждый ребёнок, слушая или читая математическую сказку растворяется в ее сюжете. В сказках часто описываются необычные поступки героев, порою захватывающие и таинственные. Математическая сказка имеет приключенческий характер, а также динамичность, фантастичность, много-эпизодность завершенность, определяя структуру содержания. Слушая интересные математические сказки, дошкольники и младшие школьники одновременно включаются в решение целого ряда сложных математических задач, учатся рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.). Сказки с геометрическим содержанием или геометрические сказки - это сказки, персонажами которых могут быть геометрические фигуры, цифры, а также геометрические элементы. Содержание таких сказок наполнено геометрическими представлениями о форме предметов, фигур и чисел. Такого рода сказки имеют приключенческий характер, которые развивают геометрическое мышление, часто осложняясь математическими проверками, которые выполняют читатели вместе с героями сказок. Сказку определяют как эффективный метод формирования элементарных математических представлений у детей, но и как средство развития речевого и логического мышления у дошкольников. Для формирования геометрических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников и школьников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации, используя их в сказках, в сюжетах которых зашифрованы условия и проблемы, которые переживаются ребятами. Неоценимую помощь в обучение, творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста оказывает занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей, геометрические фигуры. Проблемами развития математических представлений ребенка занимались многочисленные педагоги и ученые, в то время как только некоторые из них выделили и уделили особое внимание для развития геометрических способностей. Учитывая важность геометрического воспитания детей любого возраста, актуальность написания геометрических сказок обусловлена необходимостью разработок методического сопровождения по этому направлению. Проблема развития и эффективности речи – приоритетная задача нашего детского сада, так как в настоящее время у детей дошкольного возраста не достаточно развита связная речь. Ребенок не может найти точные слова и словосочетания, правильно построить предложения, логически не связывает их друг с другом, не соблюдает нормы звукопроизношения. Многие рассказы детей непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок описания признаков. Дети не знают, как начать и как закончить описание. Большинство рассказов не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «все». Воспитателям необходима четкая система обучения детей рассказыванию, где будут продуктивно осваиваться многие речевые умения. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественноэстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Данный конспект раскрывает содержание работы с детьми по конструированию: работе с бумагой. Конструирование из бумаги – увлекательное занятие для дошкольников самого разного возраста. Такая деятельность имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда – игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнату. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше. Цель: продолжать формировать элементарные математические представления детей через практическую деятельность с объемными геометрическими фигурами и телами. Задачи: Закреплять знания детей об объемных геометрических телах (куб, цилиндр, шар, конус, параллелепипед). Закреплять умения детей создавать постройки из геометрических тел. Развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук, усидчивость. Развивать у детей ориентировку в пространстве. Обогащать словарный запас детей. Формировать интерес к математике. Воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, говорить, не перебивая, желание помочь друг другу. Перечень видов деятельности, формы работы: Двигательная деятельность: физкультминутка «У оленя дом большой». Игровая деятельность: дидактическое упражнение «Назови геометрические фигуры», дидактическо-речевая игра «Я вижу тело, оно похоже на предмет», игра «Расположи объемные геометрические тела на листе». Коммуникативная: констатирующие объяснение, разгадывание ребуса, рефлексия. Познавательно и познавательные вопросы, – исследовательская: игра «Строительная площадка». Планируемый результат: 1. У детей закрепятся знания о геометрических формах. 2. Совершенствуются умения создавать постройки из геометрических тел. 3. У детей обогатится словарный запас за счет математических терминов. 4. У детей отработается навык разгадывания ребусов. Перечень оборудования и используемых материалов: набор конструкторов, набор геометрических тел на каждого ребенка, листы бумаги, кружочки красного о синего цвета. Ход занятия: Организационный момент. Воспитатель: Круг широкий вижу я Встали все мои друзья Мы сейчас пойдем направо А теперь пойдем налево В центр дружно соберемся И на место все вернемся Улыбнемся, подмигнем Путешествие начнем. Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сейчас мы с вами, с дядей Фёдором и Матроскиным отправимся в путешествие, в страну геометрических фигур. Что бы отправиться в путешествие, нам необходим транспорт. А на каком транспорте отправимся, вы узнаете, отгадав ребус. Ответы детей. Ребята, путешествие будет интересным и увлекательным. А вы будьте внимательны и постарайтесь запомнить все. Итак, начинаем наше путешествие. Во время путешествия паровоз Чух-Чух будет останавливаться на станциях, где вас будут ожидать интересные задания. Поехали! Первая станция. В конверте игровое упражнение «Назови геометрическое фигуры». Воспитатель: Прежде чем назвать фигуры, давайте вспомним, какие бывают геометрические фигуры? Ответы детей. Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на слайде? Ответы детей. Воспитатель: Верно, ребята, это объемные геометрические фигуры. Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об геометрических фигурах. Эти фигуры по-другому еще геометрическими телами. А плоские фигуры можно сложить? объемных называют Ответы детей. Воспитатель: Верно, ребята, объемные фигуры, занимают пространстве, они имеют объем, поэтому их нельзя сложить в стопку. место в Воспитатель: Давайте поближе познакомимся с объемными телами. Я предлагаю поиграть в игру «Я вижу тело, оно похоже на предмет». На листике я буду показывать геометрическое тело, а вы должны дать ему название и сказать, где его можно встретить в повседневной жизни. 1 ЛИСТИК – куб (Образец: Я вижу куб, он похож на телевизор, кубик…) 2 ЛИСТИК – шар (Ответы детей) 3 ЛИСТИК - цилиндр (Ответы детей) 4 ЛИСТИК - конус (Ответы детей) 5 ЛИСТИК - параллелепипед (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы, ребята! Поехали дальше. Воспитатель: И нас ждет следующая станция, которая называется «Строительная площадка». Послушайте задание. Ребята на этой станции вы должны разделится на 2 команды и построить 2 постройки, а затем рассказать какие геометрические тела вы использовали и каком количестве. Вопросы к детям по конструкции: - Какие геометрические тела вам потребовались для постройки? - Сколько геометрических тел вы использовали? Воспитатель: Молодцы, ребята. Наше путешествие продолжается. Станция «Пространственная». Воспитатель: Ребята, следующее задание, которое мы должны выполнить, называется «Расположи объемные геометрические тела на листе». У вас на столах стоят объемные геометрические тела, теперь эти объемные тела надо расположить на листе по моей инструкции. Слушайте внимательно, дядя Фёдор и кот Матроскин, вы тоже можете поиграть с деткками. Итак, начинаем: - расположите в правом верхнем углу - шар; - расположите в левом нижнем углу – куб; - расположите в середине листа параллелепипед; - расположите в правом нижнем углу – цилиндр; - расположите в левом верхнем углу – конус. Воспитатель: Все справились с заданием. Вопросы к детям: - Данил, скажи, пожалуйста, где находится конус, куб? Теперь проверим. Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю отдохнуть. Физкультминутка «У оленя дом большой» И последняя станция «Смекалистая». Воспитатель: предлагаю вам немножко поразмышлять. - Сколько носов у трех котов? - Сколько ушей у двух мышей? - Сколько пальцев на одной руке? - Какой сегодня день недели? - Сколько раз в году бывает день рождения? - Какое сейчас время года? - На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок, Прибежал еще один И уселся рядом с ним. Сколько стало щенят? - Сколько углов в треугольнике? - Сколько дней в одной неделе? - Что бывает раньше: утро или вечер? Воспитатель: Молодцы! Итог занятия. Вам понравилось путешествие с паровозиком Чух-Чухом? А теперь посмотрим, какими внимательными вы были во время путешествия. С какими геометрическими телами мы познакомились? Какие задания вам запомнились? Ваня назови 2 предмета похожих на шар, куб, цилиндр. Что было в путешествии интересным. Воспитатель: Предлагаю вам оценить свою работу, помогите нам гости. Кто справился со всеми заданиями возьмите красный кружок. Кто не справился синий. Цель: развитие звуко-произносительной и лексико-грамматической сторон речи Задачи: Обучение звукопроизношению звуков, расширять кругозор детей дошкольного возраста. Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях. Коррекция звукопроизношения отдельных звуков. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Материалы и оборудование: комплекс кубиков различной величины с помещенными на гранях заданиями, треугольники, квадрат, параллелепипед. Ход ОД Организационный момент Воспитатель: — Ребята, посмотрите на наш развивающий уголок! Что вы видите? Да, ребята, это кубики, много кубиков, треугольников, квадратов, да так много что из них можно сделать целый игрушечный город. Воспитатель: А что такое куб, кто-нибудь знает? Попробуйте описать словами. Верно, куб представляет собой — правильный многогранник, каждая грань которого является квадратом. Треугольник –это геометрическая фигура, имеющий 3 угла и 3 стороны. Параллелепипед — это многогранник, у которого шесть граней и каждая из них параллелограмм. Основная часть Воспитатель: Давайте поиграем с геометрическими фигурами и посмотрим какие тайны они хранят. Воспитатель: Итак, ребята, посмотрите! Это «параллелепипед с предлогами», видите на гранях изображены серии картинок, давайте попробуем определить положение предмета по отношению к другому. Воспитатель: Ваня, возьми параллелепипед, закрой глаза и вращай его, а теперь выбери грань и открой глазки. Посмотри на эту грань, где находится собачка на этом изображении? А здесь? Да, все верно! Теперь, Ванюша, тебе нужно придумать предложение, описав все то, что ты видишь на грани куба и обязательно при этом употребить предлог. Ванюша, ты молодец! Отлично справился с заданием! Воспитатель: А теперь давайте повторим игру еще раз. Света, возьми кубик, закрывай глаза и вращай его, а теперь выбери грань и открой глазки. Посмотри на эту грань, где находится собачка на этом изображении? А здесь? Да, все верно! Теперь, придумай предложение, описав все то, что ты видишь на грани куба и обязательно при этом употреби предлог. Света, ты умница! Воспитатель: Давайте немного поработаем пальчиками. Сделаем пальчиковую гимнастику. Только что мы заводили мотор, а сейчас представьте как мы поедем на этой машине. Послушайте стихотворение и повторяйте за мной. Заведу мою машину (повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину) Би-би-би, налью бензину. (три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать) Крепко-крепко руль держу (имитировать движения водителя) На педаль ногою жму. (топать правой ногой) Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите! Это кубики «Весёлый язычок», видите на каждой грани куба изображены картинки, обозначающие артикуляционные упражнения! Выберите один из кубиков! Максим, ты, наверное очень любишь машины, раз выбрал именно этот кубик! Любишь машины? Я тоже люблю машины! Максим, а что ты видишь на грани куба? Да, ты прав, это работает машина с открытым капотом, а там находится что? Верно, это мотор. Наше артикуляционное упражнение называется «Заведи мотор»! Давайте попробуем его выполнить? Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием! Давайте посмотрим другую игру. Перед вами куб «Читай – ка». Посмотрите, на гранях куба изображены гласные и согласные буквы, с которыми вы уже знакомы. Возьмите кубики, встаньте в круг, и закройте глаза. Молодцы, теперь произнесем слова: Раз, два, три, четыре, пять, Будем кубики вращать! Воспитатель: Ребята! Вращайте кубики и выберете грань, выбрали? Теперь открывайте глаза и назовите слова с попавшейся вам буквой. А теперь придумайте слово с этой буквой, только чтоб эта буква была именно вначале слова. Так, хорошо, а теперь придумайте слово, чтоб буква была в середине. А теперь в конце слова. Отлично ребята, вы все справились с заданием очень хорошо! Воспитатель: Итак, давайте улыбнемся и сделаем физ-минутку. К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе - раз, это брасс, Одной, другой - это кроль, Все как один плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. Воспитатель: Отлично ребята, вы сегодня хорошо поиграли! Рефлексия. Воспитатель: Скажите ребята, во что мы сегодня играли? Какие игры вам понравились больше всего? Хорошо, мне тоже очень понравилось с вами играть, вы были очень внимательны. Цель: Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, и учить строит из квадратов, прямоугольников, треугольников, куба дома. Задачи: − формировать умение складывать лист бумаги по шаблону, делать из него объемные фигуры куб, параллелепипед, треугольник, квадрат, прямоугольник, − формировать умения следовать устным инструкциям; − развивать мелкую моторику рук и глазомер; − развивать внимание, наблюдательность; − воспитывать аккуратности, содержать в порядке рабочее место; − воспитывать доброжелательное отношение, желание оказать помощь другим. Материалы: − мультимедийное оборудование; карточки с загадками; − презентация для детей (здания); − макет деревни; − шаблон для здания, заготовки окон, дверей, вывеска дома; − клей, клеенка, влажная салфетка. Предварительная работа: Рассматривание изображения домов и зданий разного вида; беседа «Мой дом». Методы и приемы: Беседа, объяснение, рассматривание, игра, чтение, моделирование. Ход ОД: Приветствия. «Встанем рядышком по кругу, Скажем, здравствуйте друг другу, нам здороваться не лень, Всем привет и добрый день. Если каждый улыбнется, Утро доброе начнется.» Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. (дети здороваются). Сегодня утром для вас пришло электронное письмо. Давайте посмотрим. «Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут дядя Федор. Я вместе со своими друзьями живу в деревне Простоквашино, в нашей деревне много больших и маленьких домов, где живут взрослые и дети. Но в деревне нет зданий необходимых людям для учебы, лечения, работы, отдыха. Помогите, пожалуйста, построить эти здания. До свидания. Надеюсь на вашу помощь. Воспитатель: Ребята, мы можем помочь дяде Федору? (ответы детей). А как мы можем помочь? (ответы детей). Воспитатель: Вы отгадаете загадки и узнаете, каких зданий нет в Простоквашино. Воспитатель: Загадывает загадки, показывает иллюстрации зданий на мультимедийном оборудовании. Большой, просторный, светлый дом. Ребят хороших много в нем. Красиво пишут и читают. Рисуют дети и считают. (Школа) Малыши с утра идут, С мамами и папами, В этот чудный, славный дом, Как зовется все же он? (Детский сад) Снаружи смотришь – дом как дом, Но нет жильцов обычных в нем. В нем книги интересные Стоят рядами тесными: И Черномор, и князь Гвидон, И добрый дед Мазай. Как называют этот дом? Попробуй, отгадай. (Библиотека) В этом домике врачи Ждут людей, чтоб их лечить. Всем они помочь готовы Отпускают лишь здоровых. (Больница) Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, – Сумку мы с тобой берем, И на улицу идем, Там проходим вдоль витрин И заходим в… (Магазин) Я приду в этот дом, Где зеркал полно кругом, Где шампунь, одеколон, И где ножниц слышен звон, Где работают расчески, Где рождаются прически. (Парикмахерская) Если кашель или грипп, Или голос Ваш охрип Если плохо человеку. Мы торопимся... (в Аптеку) В этой фирме все бывают, Бланк сначала заполняют, Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (Банк) То смеются, а то плачут! Хоть кого изобразят,Мастерством всех поразят! (Театр) Воспитатель: А давайте мы передохнём и сделаем физ-минутку. Давайте встанем в круг, повторяйте за мной. У Матроскина большой огород, поможем ему вскопать грядки. Физ-минутка Мы лопатки взяли. грядки раскопали. Грабли в руки взяли, Грядки разравняли. Семена рядами, Дружно мы сажали, а потом водою теплой поливали. Воспитатель: Ребята, перед тем как вы начнете строить здания, сделаем гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза). Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами). А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост). Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву о). Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз). Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо- влево). Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх, вниз). Воспитатель: Предлагает детям сесть за столы. По показу и словесному объяснению дети конструируют здания (у каждого на столе лежат куб, треугольник, квадрат, прямоугольник, заготовки окон и двери; вывеска постройки, клей). Работают дети, я помогаю, кто затрудняется. Воспитатель: Ребята, а какие формы вы используете для постройки дома? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, что общего у всех зданий? Дети: Все здания имеют стены, крышу, окна, дверь. (дети рассказывают для чего нужно каждое здание). Ребята, вы молодцы! Вы откликнулись на просьбу дяди Федора, построили нужные здания. Дядя Федор будет рад и жители Простоквашино тоже. Рефлексия: Ребята, скажите, вам понравилось занятие. Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания вам было сложно? Как можно преодолеть трудности? Дети: - Вместе. Воспитатель: - Ребята, а сейчас посмотрите на экран проектора, здесь у нас изображены смайлики и пальчики. Если вам понравилось занятие и считаете, что справились, не создавались трудности, покажите пять пальцев. Если считаете, что были небольшие трудности при выполнении заданий, поднимите три пальчика, а если было скучно и неинтересно, то один пальчик. Ритуал окончания: А сейчас мы улыбнемся, Дружно за руки возьмемся, И друг другу на прощанье Мы подарим пожелание. Никогда не унывать, И друг другу помогать! Консультация для родителей: «Дома играем – геометрические фигуры изучаем» Уважаемые родители! Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. Сегодня мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша. Работа с геометрическим содержанием важна для общего математического и психологического развития дошкольника. Более того, неоспоримой представляется роль геометрического материала в процессе развития математического мышления ребенка дошкольного возраста. В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию. Цель этих заданий – формировать и развивать наблюдательность, умение выделять существенные (важные) признаки предметов, сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, разделять предметы на группы (классифицировать) в соответствии с выделенными признаками. Как же помочь ребенку запомнить геометрические фигуры? Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как ребёнок запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть ребёнок проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше ребёнок его запомнит. Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Взрослые часто забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести ребёнку в игровой форме, и он будет играть, заниматься с большим удовольствием. Ведь игры дают неизмеримо больше, чем долгое, сухое заучивание. Названия геометрических фигур помогут запомнить стихи. Треугольник Треугольный треугольник Угловатый своевольник. Он похож на крышу дома И на шапочку у гнома. И на острый кончик стрелки, И на ушки рыжей белки. Угловатый очень с виду Он похож на пирамиду! Круг Круглый круг похож на мячик, Он по небу солнцем скачет. Круглый словно диск луны, Как бабулины блины, Как тарелка, как венок, Как веселый колобок, Как колеса, как колечки, Как пирог из теплой печки! Квадрат Словно стол стоит квадрат. Он гостям обычно рад. Он квадратное печенье Положил для угощенья. Он - квадратная корзина И квадратная картина. Все четыре стороны У квадратика равны Прямоугольник Как окно прямоугольник, Аккуратный, словно школьник. Он похож дверь, на книжки, И на ранец у мальчишки. На автобус, на тетрадку, На большую шоколадку. На корыто поросенка И на фантик у ребенка. Овал С высоты кружок упал. Он теперь не круг – овал! Он овальный, как жучок, Он похож на кабачок, На глаза и на картошку, А еще похож на ложку, На орех и на яйцо, На овальное лицо! Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур: Игра «Геометрическая аппликация» Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте из них картинку (например, из треугольников можно сделать елочку, из квадрата и треугольника – домик). Игра «Собери бусы» Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте бусы, располагая фигуры в определённой последовательности. Игра «Составь цветок» Предложите ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объяснить, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру. Игра «Найди такой же предмет» Взрослый называет (показывает) ребёнку геометрическую фигуру (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб), а ребенок должен найти предметы, которые похожи на эту фигуру (можно использовать готовые картинки). Игра «Что лишнее?» Назовите ребёнку (или покажите картинки) несколько предметов одной формы и один предмет другой формы. Спросите у ребёнка: «Что будет лишним и почему?» Игра «Прикрепи вагончик» Покажите ребёнку паровозик и объясните, что надо будет прикрепить тот вагончик, который я назову. Например, прикрепи к паровозу красный прямоугольник, синий квадрат, жёлтый круг, зелёный треугольник и т.д. Игра «Давай построим» Предложите ребёнку из счётных палочек (пластилина) построить геометрические фигуры. Игра «Что стоит у нас в квартире» Предложите ребенку рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами. Игры с губкой Возьмите губку 3– основных цветов (красный, жёлтый, зелёный), вырежьте из них геометрические фигуры, например, круг – жёлтого цвета, квадрат – красного цвета, треугольник- зелёного цвета. Предложите ребёнку разложить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) в стаканчики соответствующего цвета, называя их. Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры. Помните, что никто так хорошо не знает своего ребёнка, как Вы, дорогие мамочки, проводящие с ним большую часть времени. Обучая детей в процессе игры, мы с вами должны стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Играйте с ребенком с удовольствием! Дидактические игры с геометрическими фигурами для математического развития дошкольников Дидактическая игра геометрическими фигурам – занятие, способствующее формированию у дошкольников начальных математических знаний. Представленные занятия предназначены для среднего и старшего возраста, то есть для детей, готовящихся к школе. Игры на тему геометрии бывают подвижными и настольными, они способствуют физическому и интеллектуальному развитию дошкольника. Дидактическая игра: «Фигуры» В этой игре со множеством дидактических функций, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Но объединяющая их цель – формирование представления о геометрических формах. Общие задачи: запоминание и осмысление геометрических фигур; закрепление представления о колерах и очертаниях окружающих объектов; развитие зрительного, в том числе цветового, пространственного и плоскостного, восприятия; совершенствование навыка сравнительного анализа, классификации, обобщения; тренировка памяти, концентрации внимания, сообразительности, умения логически мыслить; формирование навыка порядкового счета, первичных математических знаний; улучшение моторики пальцев рук, общее физическое развитие; расширение индивидуального словаря, формирование навыка развернутых ответов на вопрос; воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности, наблюдательности, умения действовать по правилам и инструкциям, продуктивно работать в коллективе. Дидактическая игра: Чудесный мешок Возьмите для игры среднего размера мешок из непрозрачного материала, подберите несколько некрупных предметов, имеющих четко определяемую геометрическую форму: мяч, клубок ниток, яблоко, коробку с карандашами, кубик, коробок спичек и прочее. Положите все в мешок, попросите ребенка вытянуть предметы только круглой формы, затем только прямоугольной. Дидактическая игра: «Геометрический футбол» Игра знакомит дошкольников с двумя пространственными объектами: шаром и кубом. Соорудите на столе подобие футбольных ворот. Попросите ребенка закатить в ворота сначала шар, затем куб. Затем помогите воспитаннику сделать выводы: шар не имеет углов, поэтому легко перекатывается, куб сдвинуть с места сложнее из-за наличия граней, зато он устойчивее на горизонтальной поверхности. Дидактическая игра: «Домик для ежа» Для игры вырежьте треугольники разного размера: возьмите два бумажных квадрата – один большего размера, второй меньшего, разрежьте их диагонально. Разложите получившиеся фигуры перед воспитанником, расскажите, что наступила осень, ежик готовится уснуть до весны, нужно помочь ему соорудить уютный домик из всех представленных треугольников. Дидактическая игра: «Рыбка» Вырежьте из квадратных листов треугольники по вышеописанному методу. Попросите дошкольника составить из фигур рыбку. Это можно сделать несколькими способами, главное – треугольники не должны пересекаться. Если какой-то вариант геометрической рыбки понравится ребенку больше остальных, из него можно сделать с помощью клея аппликацию. Дидактическая игра: «Эстафета» Разделите воспитанников на две команды. Каждая группа детей становится в ряд. В начале каждого ряда поставьте табурет. На другом конце помещения положите на стол перемешанные меж собой картонные квадраты и треугольники. Когда прозвучит старт, игроки по очереди подбегают к столу, хватают фигуру, несут ее к своему табурету. Первая команда должна собирать квадраты, вторая – треугольники. Игра завершается, когда в одной из команд в эстафете поучаствуют все игроки. Эта команда и побеждает, но при условии, что фигуры собраны правильно. Дидактическая игра: «Скажи одним словом» Для игры подготовьте группы геометрических фигур, объединенных формой, но с разными остальными признаками. Например, крупные и маленькие прямоугольники, круги разных цветов. Раскладывайте объекты на столе по 4 штуки. Ребенок должен назвать их обобщающим словом. Дидактическая игра: «Разложи по размеру» Для игры сделайте парные геометрические фигуры: один объект в паре крупный, второй маленький. Положите на стол два квадрата. Задача воспитанника – положить на квадраты остальные объекты соответственно их размеру. То есть на крупный квадрат нужно класть большие треугольники, овалы и прочее, а на маленький – такие же маленькие. Дидактическая игра «Найди фигуры» Для настольной игры сделайте парные карточки, изображающие несколько геометрических форм. Одни картинки из пар заберите, вторые разложите на столе. Демонстрируйте детям карточки по очереди, а они должны отыскать на столе аналогичные изображения. Дидактическая игра: «Мозаика» Для игры подготовьте карточки, изображающие объекты, выполненные из геометрических фигур. Предложите воспитаннику внимательно посмотреть на изображение, сказать, какие он видит формы, большие ли они, много ли их. Далее разложите перед ребенком соответствующие фигуры, попросите выполнить из них изображение, аналогичное тому, что на карточке. Когда дошкольник начнет ловко выполнять задание, можно предложить усложнение: пусть сделает изображение, не глядя на карточку. Также можно предложить воспитаннику пофантазировать: сделать из тех же фигур другое изображение. Дидактическая игра: «Пицца» Для игры сделайте большой круг – это будет основа пиццы. Разделите его на части по числу участвующих детей. Также вырежьте много всяких небольших фигур – это будет начинка для пиццы. Один ребенок создает на одном из кусков пиццы геометрический узор. Остальные игроки должны аналогично составить узор на своих частях. Когда дети справятся, спросите у них, что за фигуры они использовали, в каком количестве. Если играет один ребенок, то называйте ему геометрические объекты, которые он должен выкладывать как «начинку». Дидактическая игра: «Модные очки» Для игры подготовьте изображения очков с линзами разной геометрической формы. Вместо стекол должны быть отверстия. Отдельно вырежьте соответствующие отверстиям геометрические фигуры. Задача ребенка – найти для каждых очков подходящие стекла. Когда первое задание будет выполнено, попросите воспитанника найти в помещении и за окном объекты, по форме максимально приближенные к стеклам очков. Если играют двое детей, предложите им выбрать очки с неодинаковыми линзами. Каждый игрок пытается найти вокруг предмет, состоящий сразу из двух геометрических форм: как у своих очков и очков товарища. Дидактическая игра: «Крылья божьей коровки» Для игры сделайте изображения божьих коровок. У них должно быть одно крыло, второе вырежьте отдельно. На крылышках насекомых должны быть изображены вместо черных точек разные геометрические фигуры, у каждой божьей коровки свои. Разложите перед игроками заготовки, расскажите, что жучки заигрались, потеряли свои красивые крылья. Нужно помочь им их найти. Дети находят для каждого насекомого подходящее крылышко. Дальше подсчитывают, сколько у жучков фигурных точек на каждом крыле и на обоих. Дидактическая игра: «Найди лишнюю фигуру» Для игры подготовьте карточки, каждая из которых изображает 4 геометрические формы. Игровая задача – найти объект, не соответствующий трем остальным по большинству признаков, прокомментировать выбор. Например, изображены маленький красный круг, большой красный круг, маленький зеленый круг, большой желтый квадрат. Понятно, что лишняя – последняя фигура, так как она не соответствует остальным по двум признакам из трех: форме и цвету. Дидактическая игра: «Геометрическое соревнование» Сделайте из ватмана игровое поле: изобразите на нем разные фигуры. Играют два ребенка: по очереди бросают игральную кость. За попадание на треугольник дается 1 балл, за квадрат – 2 балла, за круг – 3 балла, за прямоугольник – 4 балла. Перед игрой следует договориться, сколько будет ходов. Побеждает игрок, набравший наибольшее число баллов. Дидактическая игра: «Собери фигуры» Для настольной игры подготовьте изображения выстроенных в ряд фигур. Причем располагаться объекты должны не хаотично, а в определенном порядке по принципу чередования. Задача игрока, получившего изображение, продолжить ряд, правильно подобрать следующие по очереди фигуры. Завершив задание, игрок называет геометрические объекты, которые использовал. Игру можно организовать как соревновательную. Дети играют попарно, победитель тот, кто раньше завершит свой ряд. Дальше возможно усложнение задания: убрать из ряда, выложенного одним игроком, 2-3 объекта, а второй воспитанник должен вставить на опустевшие участки правильные фигуры. Дидактическая игра: «Подбери фигуру» Подготовьте для игры крупные и маленькие изображения ромашек, у которых в центре геометрические фигуры. Положите на стол крупные цветы. Пусть дети перечислят, какие видят фигуры. Попросите воспитанников подобрать к каждой крупной ромашке маленькую с аналогичной сердцевиной. Дидактическая игра: «Матрешки» Для игры подготовьте изображения матрешек с геометрическими контурами, формирующими узор на сарафане. Отдельно вырежьте фигуры, соответствующие элементам узора. Рассмотрите с детьми каждый геометрический объект, пусть дети обведут его пальчиком, скажут, как он называется. Дальше предложите воспитанникам вернуть сарафанам матрешек нарядный вид. Дети выбирают из кучи фигуры, накладывают их на контуры узоров сарафана. Список использованной литературы: 1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М.:Мозаика-Синтез, 2007. 2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 3. Куцакова Л.В. «Конструирование в детском саду»: учеб. пособие. – М.: «Просвещение», 1990. 4. Комарова Т.С. Изобразительная Деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. 5. Комарова Т.С. Развитие Художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. 6. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego»: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – Москва, 2003. 7. Фешина Е.В. «Лего- конструирование в детском саду». – М.: ТЦСфера, 2012. 8. Интернет- ресурсы.